Марк Гройзбург
МУЗЫКА В ТЕАТРЕ НА ЮГО-ЗАПАДЕ
«Всякое искусство постоянно стремится быть подобным музыке»
— это высказывание приведено великим русским актером М. А. Чеховым в
качестве эпиграфа к разделу «Композиция спектакля» в книге «Техника актера».
Эти слова удивительно созвучны творческому кредо нашего театра. В своей статье,
основываясь на нашем опыте, я хочу проследить взаимоотношения музыки и драмы в
процессе создания спектакля.
Вернемся к авторитетам.
Вот мысли Ж.-Л. Барро о происхождении театра:
«Изначально человек выражал себя тотально: он говорил, пел и танцевал в едином
порыве, для выражения одной эмоции. По сути своей, он выражал себя музыкой:
нерасторжимым сплавом пения, музыки и танца. Рождающийся театр принял стиль,
который состоит из этого сплава: поэзия, песня, танец. Театр — это музыка в
полном смысле слова». И далее: «Когда античный хор вступал в диалог с одним, а
затем и с несколькими актерами, он использовал, как средство выражения,
декламацию, пение и пляску или искусство жеста» (Цит. по: Современная драматургия. — 1986. — № 4. — С. 34).
Реальный опыт самого Барро и других выдающихся деятелей театра показывает, что
«тотальная музыкальность» была для них магическим кристаллом творчества.
Мейерхольд, например, обозначал эпизоды «Дамы с камелиями» музыкальными
темповыми терминами. Режиссерские приемы — «отказ», «тормоз», «вздыбливание»,
применяемые им в репетиционной и постановочной практике, говорят о том, что
спектакли Мейерхольда были ритмически выверены, а следовательно, и эмоционально
заразительны. Он знал могущественную власть ритма над эмоциональной природой
человека.
Да, «тотальная» музыкальность и для нас является воздухом,
первой органической потребностью в работе над спектаклем. Такое отношение к
музыке в театре было привито, воспитано не сразу. Долгие, до «седьмого пота»
студийные занятия по сценическому движению, технике речи, бесконечные этюды на
оправдание и проживание самых невероятных, фантастических ситуаций — овладение
азбукой театра было построено на тесном контакте с музыкой. Вырабатывалось
ощущение точной ритмической перспективы образа, острой пульсации ансамблевой
игры, усваивалось взаимодействие актерской техники с музыкальной
ассоциативностью, жанровостью, словом, велась адаптация в музыкальной стихии
действия — высшем измерении театра. Всего бы этого не было, не будь у нашего
режиссера Валерия Беляковича особого дара слышать
драму и видеть музыку. У него нет специального музыкального образования —
есть природная музыкальность, изощренное чувство стиля, особое чутье на
театральность музыки, на ее целесообразность в каждом отдельном случае. Он
никому не передоверяет поиск музыкального материала — сам часами прослушивает
горы пластинок, кассет, — ищет пульс, атмосферу, образ будущего спектакля.
Когда что-то проясняется либо вызывает сомнение — советуется с ведущими
актерами, у которых тоже выработан «нюх» на атмосферность и действенность
музыки, консультируется со мной насчет выбора конкретного эпизода звучания для
записи. Затем все многократно испробуется этюдным методом на репетиции, иногда
сразу отвергается, а иногда становится стержнем постановки, ключевым звеном в
развитии формы спектакля.
Обратимся же непосредственно к постановкам. Действие в наших
спектаклях никогда не начинается «с места в карьер», ему предшествует своего
рода увертюра — затакт в сильную долю — в само действие. В «Гамлете» это
помпезный ритуальный выход участников трагедии; в «Мольере» — затишье перед
бурей, пересмеивание за кулисами; в «Игроках» — это фантасмагория оживления
монстров; в «Драконе» сквозь сумеречную виолончель вспыхивают видения жизни
целой эпохи, ужасы «драконовщины». Отметим принципиальную важность для нас
вступления — так усиливается восприятие и передача смысловой и структурной
иерархии спектакля, так происходит стилевая акклиматизация зрителя, введение
его в атмосферу действия. Это существеннейший момент для овладения вниманием и
доверием зрительного зала, для зарождения контакта с ним. Пронизанность всех
элементов спектакля — сценографии, мизансцен, световой и цветовой партитуры,
актерской игры — доминирующим ритмопластическим импульсом, идущим от стилевых,
ладо-ритмических, тембровых и прочих особенностей музыкальной партитуры,
подкрепляет композицию и идейно-эмоциональный подтекст драматургии.
Преобладающие в «Гамлете» скандированные жесткие ритмы
вызывают в пространстве ответный ритм — движение, раскачивание подвесных
металлических колонн, подсвеченных изнутри. Все вместе создает многомерную
среду: это и маятники действия, времени, истории. Это рушащиеся государственные
устои, расстроенный, шатающийся миропорядок. Это и закоулки Эльсинора, его анфилады
и галереи, и палуба корабля. Наконец, в финале — это обращенные со сцены в зал
орудийные жерла. И их световые залпы, как фотовспышки, запечатлевают в
зрительских сердцах «моменты истины», и самих зрителей, — свидетелей и
соучастников трагедии, — на память. Эти метаморфозы стали возможны не только
благодаря драматургии и сценографии, но, главным образом, благодаря
целенаправленной, взрывчатой действенности всей музыкально-ритмической
композиции спектакля. И актерские возможности расцветают в ее атмосферных
токах.
Интересен сам процесс образования формы спектакля, слияние
музыкальной партитуры с действием — ходом драмы.
Драматическое начало, человеческие взаимоотношения,
достоверность образа и сама «истина страстей» — в центре нашего внимания, «хлеб
наш насущный». Однако рефрены, лейтмотивы, динамические, ритмические жанровые
контрасты, сюитность, разработочность, даже симфоничность — весь музыкальный
арсенал построения формы интересует нас не меньше — это будущие предлагаемые
обстоятельства. Не следует, конечно, искать буквальных соответствий, но
опосредованно угадываются прообразы этих музыкальных средств. Сильным
эмоциональным воздействием обладают тематические арки (репризы) — возврат
музыкальных тем во времени, сопоставление их с предыдущими сквозь призму
нарастающих событий. Давая зрителю ощущение завершенной оформившейся части
целого, вызывая ожидание следующей репризы, они являются своего рода
структурными и эмоциональными вехами спектакля. Например, в «Мольере» — какая
бездна лежит между первым и последним фарсом, хотя звучит одна и та же музыка.
«Мольер» — спектакль лейтмотивов, они переосмысливаются и означают уже не одно
какое-нибудь действующее лицо или чувство, но раз от разу вбирают в себя все
больше эмоциональных и смысловых флюидов. Так, тема Мадлены Бежар в финале
разрастается до размеров вселенского сочувствия и жалости. Тема фарса
окрашивается то помпезностью и официозом при чтении экспромта королю, то смесью
тревоги и ужаса с марионеточной заведенностью, конвульсивностью и достигает высот
трагизма в сцене смерти Мольера, находя выражение в «заедании» музыки и
движения, агонии всего фарсового механизма.
Другой принцип — жанровый и стилистический контраст —
является ведущим в «Трех цилиндрах». Рев бигбэнда сменяется граммофонным
воркованием вальса, кабареточная пошлятина вытесняется гипнотической темой
вибрафона (весь гостиничный муравейник застывает на ходу) и объяснением в
любви. И вновь врывается вихляние блюза, все оживает и бросается наверстывать
упущенное. А в финале стилистический сдвиг — концерт мюзик-холла, где все
персонажи растворяются в стихии шоу. Ужимки, гримасы, канкан, двусмысленности,
и вот над этим грохочущим бедламом взлетает романтическая «ностальгия» трубы:
последнее «прости» влюбленных. И еще одно, последнее превращение: все
персонажи, участники концерта, становятся просто людьми, напевающими
полюбившуюся мелодию, и прощаются с такими же людьми в зрительном зале.
Музыкальные контрасты высвечивают в этом спектакле такие взаимосвязи, аналогии,
противоречия, задевают что-то такое беззащитное и щемящее в человеке, что
сливаются в нечто изначально неразрывное с драматургией и образной сферой «Трех
цилиндров», кажутся данностью.
Не следует, конечно, понимать, что из принципа мы стараемся
максимально начинять спектакль музыкой. Вовсе нет. Относительно прост по
музыкальному решению «Дракон». Да и понятно — это ведь сказка. Зло и добро
здесь противопоставлены в ярких лейтмотивах. «Старый дом» идет под «живую»
гитару — мотивчик дворовой песни «прошивает» спектакль ностальгией по детству,
по первой любви, а бодренькое радио на сцене вопиет на злобу дня.
Принцип песенной сюиты использован в композиции спектакля
«Самозванец», где эпизоды действия разделяются между собой, как листками
календаря, современными песнями, вносящими аромат «сегодняшности», суету, ритм
и интонации городских будней. Эти песни-ритмы, контрастные друг другу, создают
и контрасты действия.
Но есть у нас и спектакль-симфония. Это «Гамлет». Здесь —
апофеоз музыкального начала в трагедии. Длительные лихорадочные нагнетания
разрежаются оцепенелым рокотом листового железа, варварские барабаны обрываются
нежнейшей флейтовой пасторалью, потусторонние завывания и гимнический пафос —
все это, обволакивая действие, придавая ему мощную динамику развития, гибкость
и целеустремленность, и вызывает у меня сравнение с симфонией.
Попробуем рассмотреть различные уровни функциональности
музыкального материала в организме этого спектакля. Это и шумовые эффекты, и
жанровая танцевальная музыка Возрождения в сцене выхода бродячих актеров и в
сцене «Мышеловки». Как реквием по чистоте, невинности звучит чакона Генделя в
современной аранжировке в сцене безумия Офелии, когда словам ее страшной
песенки эхом вторят придворные, создавая атмосферу всеобщего помешательства, а
пронзительные голоса музыки Генделя рыдают о непоправимом. В сцене с флейтой и
в сцене смерти Гамлета звучит осанна вечным человеческим истинам, на которых
держится мир: музыка вибрирует, ширится, срывает голос, всхлипывает напоследок,
и в нее вплетается детский лепет — человеческая природа неистребима. В сцене
поединка Гамлета и Лаэрта лязгающая, завывающая, осатанело-механическая токката
аккумулирует в себе все зло, ненависть, тревогу и жажду мести, накопившиеся в
трагедии, и в сочетании с искрами от ударов рапир, хриплыми криками, мечущимися
в полутьме силуэтами дерущихся и раскачиванием колонн эта музыка вызывает
леденящий озноб... Наконец, оргия ударных, то и дело врываясь без спросу в
действие грохотом удаляющегося войска Фортинбраса, символом машинерии власти —
в финале выплескивается гвалтом нашествия грубой примитивной силы.
Хочется, однако, еще раз, подводя черту, напомнить, что дело
не в количестве музыки. Только точное ощущение музыкально-временных
закономерностей в недрах драмы, свободная стилевая ориентация и способность
мыслить категориями ритма в контексте сценического действия создают подлинную
музыкальность спектакля. Напоследок вновь отсылаю читателя к разделу
«Композиция спектакля» из книги М. А. Чехова, с эпиграфа к которому и
начался наш разговор.