История театра глазами зрителей
|
|
БЕЛЯКОВИЧ Сергей Романович 7.07.1953–31.05.2009
Умер Сергей Белякович. Сергей Романович, Серёжа, Серый… Неизменный «столп» театра, один из трех (вместе с Виктором Авиловым и старшим братом Валерием) отцов-основателей Юго-Запада. Человек-глыба, человек-легенда… Просто человек. Статный, крупный, красивый. Как о нем написать? Я не могу, но понимаю, что надо, необходимо высказать, донести, необходимо сохранить в памяти то, каким был этот Актер.
Бывший завлит театра на Юго-Западе Наталья Кайдалова когда-то писала, что Виктор Авилов представлял своею игрой и внешностью буйное, магическое, дионисийское начало Юго-Запада, а Сергей Белякович — напротив, являл начало более упорядоченное, земное, аполлоническое. Это и так и не так.
Сергей Белякович был… разным. Очень разным. Когда он играл Городничего в «Ревизоре», сразу верилось: да, это действительно, как и писал Гоголь в «Замечаниях для господ актеров», «очень неглупый по-своему человек». Сергей был в этой роли значителен, трогателен, временами по-настоящему смешон и… страшен. Поистине страшен в финале, когда он, возвышаясь над всеми персонажами, подобно какой-то башне в мундире и ботфортах, с искаженным яростью лицом грозил всем «щелкоперам», «бумагомаракам» — и нам, зрителям. А каким он был Жаном в «Носорогах»! Как он не хотел и боялся превращаться, но потом — мучительно, постепенно и неотвратимо — осознавал, что оносороживание — это единственный выход, это прекрасно — и мы видели воочию, как раздувалась шея, стекленели большие выразительные глаза, слышали, как грубел голос, да кажется, и сами черты лица актера искажались, «превращались» — и это было так страшно и так по-человечески понятно, что…
Сергей, кажется, всегда верил в то, что он играл. Помню, в одном из разговоров он мне признался, что когда ставили — еще в Востряково — «Женитьбу», он на премьере так испугался, что, когда началось представление, вначале ничего не осознавал, не помнил и не понимал — что он делает и что творится вокруг, а потом… «Понимаешь, я как туда провалился совсем. Ничего ни вижу, ни сцены, ни зала… Только гляжу — вокруг люстры какие-то, зала огромная, какие-то танцы, чуть ли не бал, люди какие-то ходят вокруг незнакомые, в таких костюмах старинных… И понимаешь, это всё — тогда происходит, ну, словно я в ту эпоху, в то время перенёсся, в девятнадцатый век, и вот это всё, что мы делаем — оно не на сцене, а взаправду». Вот это «взаправду» и было стержнем его игры, его актерской позиции. Не представлять, а быть, поистине влезать в шкуру своего персонажа, будь то простодушный хитрец Бодрикур или обаятельный и циничный Буби Бартон, зловещий Д’Орсиньи по прозвищу «Помолись» или Боренька-Мордоворот, квинт-эссенция «совка», персонаж настолько чудовищный, что даже уже и милый… А еще — очаровательно-недотёпистый Яичница — и граф Юзекевич — капризный, обиженный ребенок, который вот сейчас возьмёт да и сломает все свои игрушки, то есть всех обитателей деревни Куличовка сотрет в порошок… А еще — влюбленный в мечту Кузнец Основа — и лукавый Лука, и трагический лузер Гриша Гусев, и удалой Ямщик из «Щей», а еще — фантастическая, бурлескная водевильная «матушка» Аграфена Кубыркина, а еще — мрачнейший и комичнейший Азазелло, а ещё Третья Голова Дракона — о, как Сережа, со свойственной ему обстоятельностью и тщательностью, вскинув к глазам запястье, долго вглядывался в несуществующие наручные часы, прежде чем уронить слегка озадаченному Ланцелоту-Авилову: «Когда я начну… (пауза, пауза, пауза, — внимательнейшее разглядывание незримого циферблата) — я не скажу. Настоящая война начинается ВДРУГ!» — а ещё, и ещё, и ещё… Все роли Сергея здесь и сейчас не перечислить. Остановлюсь лишь на тех, где, кажется, с особой силой проявился его темперамент, его дар, его личность.
Это прежде всего колоритнейший «интеллектуал-самородок» Глеб Капустин из рассказа «Срезал» (шукшинский спектакль «Штрихи к портрету»), это страдающий пролетарий ХХ из «Братьев», мучительно, по складам, осознающий пропись «мы — не рабы» и, конечно же, это ярославский помещик Петр Константинович Муромский в «Трилогии» Сухово-Кобылина. В каждой из этих ролей — русские ширь и размах, фатально, трагически не находящие применения и нравственно пробавляющиеся кое-как, чем придется, по мелочи — в ожидании чего-то настоящего, если угодно — Великого. Сергей гениально играл — трагедию нереализованности, трагедию невозможности вырваться из колеи обыденности и найти Путь и Истину.
Была, была в даровании замечательного Актера эта неуправляемая стихия и еще была — обреченность. Он глубоко чувствовал, переживал, пропускал через себя то, что потом со всей яростью пытался донести до зала. И когда во второй части «Трилогии», в спектакле «Дело», С.Белякович — Муромский произносил: «Было на нашу землю три нашествия: набегали татары, находил француз, теперь вот чиновники обложили… А земля-то наша что — и смотреть жалостно: проболела до костей, прогнила насквозь, продана в судах, пропита в кабаках… И лежит она на большой степи, неумытая, рогожею укрытая, с перепою слабая…» — звучало в этих простых словах такое спокойствие обреченности, такая глубокая, вековечная грусть, что казалось — сама душа русская здесь, перед нами. Душа, всё осознающая и гибнущая без жалоб и с достоинством. Вот так играл, так жил на сцене Сергей Белякович. Наверное, ему бы удалась роль Степана Разина…
Вместе с тем он был чудесным комедийным актером. Как и Авилову, ему были подвластны все жанры. И временами переходы от одного жанра к другому были столь незаметны и столь точны, что зрители не знали, хохотать им, «хвататься за животики» или рыдать, бия себя в грудь. Так было и в спектакле «Сон в летнюю ночь», когда простодушный кузнец Основа, превращенный чарами эльфов в презабавшейшего осла, внезапно прозревал — какое же это счастье — когда тебя любят, прозревал впервые в жизни, впервые в жизни понимал, что существует помимо грубой повседневности какой-то иной, нестерпимо прекрасный мир…
Его последней большой, «бенефисной», ролью стал Пеппино в спектакле «Требуется старый клоун». Всё в ней было — и гротеск, и фарс, и психологизм, и трагедия, и мягкая ирония. Его Пеппино — стареющий клоун, мечтающий стать трагиком, — и умирающий, не в силах перебороть беспощадное время, не в силах вынести несовершенство этого мира, умирающий под раскаты хохота товарищей по сцене, только что обиженных и пристыженных масштабом его, Пеппино, дарования и принимающих его смерть за очередной виртуозный кунштюк, — такую роль невозможно сыграть «просто так», «с листа». Это — роль-исповедь, роль-биография.
…А сколько еще ролей остались не сыграны им. Он умер на пятьдесят шестом году жизни. Прости нас, Сережа. Не уберегли.
Татьяна Виноградова
Пресса
Видеофрагменты спектаклей с участием Сергея Беляковича
- «Штрихи к портрету». Эпилог, 21 мая 1996 года
6 мин. 14 сек., 39 Мб
Сергей Белякович читает Шукшина
- «Самозванец» («Я — отец Димы»), 24 января 1993 года
3 мин. 55 сек., 21.6 Мб
Гриша Гусев — Сергей Белякович, Инна Семеновна — Галина Галкина
- «Самозванец» («Листья жгут...»), 24 января 1993 года
2 мин. 4 сек., 11.4 Мб
- «Самозванец» (финал), 24 января 1993 года
2 мин. 18 сек., 12.7 Мб
- «Уроки дочкам» («Беда от нежного сердца»), 11 ноября 1989 года
5 мин. 57 сек., 32.8 Мб
- «Встреча с песней» (10-летие Театра-студии на Юго-Западе, 5 июля 1987 года)
2 мин. 30 сек., 25.1 Мб
Женский квартет из спектакля «Уроки дочкам»: няня Василиса — Вячеслав Гришечкин, девушка Лиза — Геннадий Колобов («Уроки дочкам»); Дарья Семеновна Бояркина — Виктор Авилов, Аграфена Григорьевна Кубыркина — Сергей Белякович («Беда от нежного сердца»)
- «Жаворонок» (Жанна у Бодрикура)
11 мин. 59 сек., 69.1 Мб
Жанна — Галина Галкина, Бодрикур — Сергей Белякович
- «Трилогия» («Дело»)
2 мин. 30 сек., 13.2 Мб
Муромский — Сергей Белякович, Тарелкин — Вячеслав Гришечкин, Атуева — Наталья Сивилькаева
- «На дне» («Аплодисменты»)
6 мин. 28 сек., 64.6 Мб
Лука — Сергей Белякович, Актер — Виктор Авилов
- «На дне» («Праведная земля»)
3 мин. 37 сек., 36.2 Мб
Лука — Сергей Белякович, Наташа — Тамара Кудряшова, Васька Пепел — Александр Наумов
- «На дне» (Уход Луки)
59 сек., 10 Мб
Лука — Сергей Белякович
- «Сон в летнюю ночь» («Осёл Ишакович Первый»)
26 сек., 4.4 Мб
Основа — Сергей Белякович, Титания — Нина Персиянинова
- «Сон в летнюю ночь» («Я был любим…»)
1 мин. 30 сек., 15.3 Мб
Основа — Сергей Белякович
- «Сон в летнюю ночь» (Баллада)
1 мин. 54 сек., 19.2 Мб
Основа — Сергей Белякович, Дудка — Вячеслав Гришечкин, Заморыш — Виктор Авилов, Рыло — Владимир Коппалов, Миляга — Михаил Белякович
- «Братья» («Я всю жизнь работал…»)
3 мин. 6 сек., 31.3 Мб
Валерий и Сергей Беляковичи
- «Аллегория» («Достоевский круче Пушкина»)
2 мин. 15 сек., 22.5 Мб
Владимир — Сергей Белякович, Олег Князев — Александр Гришин
- «Аллегория» (День победы)
2 мин. 39 сек., 26.2 Мб
Владимир — Сергей Белякович, Олег Князев — Александр Гришин
- «Требуется старый клоун» (Выход Пеппино. Жонглер.)
2 мин. 27 сек., 36.3 Мб
Пеппино — Сергей Белякович, Никколо — Алексей Ванин, Филиппо — Владимир Коппалов
- «Требуется старый клоун» (Афиша. Монолог короля Лира.)
7 мин. 54 сек., 78.9 Мб
Пеппино — Сергей Белякович, Филиппо — Алексей Ванин, Никколо — Владимир Коппалов
- Полная запись спектакля «Аллегория» (2007 год):
http://logrys.net/performance1/Allegoria.part1.rar (419 Mb)
http://logrys.net/performance1/Allegoria.part2.rar (339 Mb)
- Полная запись спектакля «Братья» и небольшое интервью:
avi, 1 час 31 мин. 23 сек., 538 Мб
Фрагменты аудиозаписей спектаклей с участием Сергея Беляковича
- «Дракон» (Ланцелот и Дракон перед боем, два отрывка), сезон 1985—1986 года
5 мин. 52 сек., 5.6 Мб
Третья Голова — Сергей Белякович, Ланцелот — Виктор Авилов, Бургомистр — Вячеслав Гришечкин, Эльза — Мария Буслаева
- «Женитьба» («Обманули!»), 1979 год
5 мин. 22 сек., 3.8 Мб
Яичница — Сергей Белякович, Кочкарев — Виктор Авилов, Жевакин — Александр Макаров, Сваха — Ирина Бочоришвили.
- «Носороги» («Превращение Жана»), 1983 год
14 мин. 24 сек., 9.8 Мб
Беранже — Виктор Авилов, Жан — Сергей Белякович.
- «Трилогия» («Муромский у Князя»), 1993 год
3 мин. 43 сек., 1.7 Мб
Муромский — Сергей Белякович, Князь — Валерий Черняк, Вараввин — Виктор Авилов.
Фрагмент фильма «Прошу не называть мою фамилию», 1987 г., 4 канал Центрального телевидения.
avi, 9 мин. 37 сек., 36,9 Mb
|