[1] Начиная с 8.11.89 и до конца сезона спектакль шел в новой редакции: без антракта, с сокращением некоторых сцен, за счет чего его продолжительность уменьшилась на 20 минут.
[1a] Автор просит не относиться слишком серьезно к истерической записи, выполненной в ночном поезде. — Прим. авт., 21 июня 2006 г.
[2] Перефразированная реплика Бутона из спектакля «Мольер».
[5] Незадолго до финала актеры, играющие патрициев, всей толпой пробегали по улице от главного входа до служебного (другого способа попасть к нужному по спектаклю выходу на сцену у них не было).
[6] Позади сцены в те времена находилась вентиляционная труба, отверстие которой выходило наружу за домом. Прислонив ухо к отверстию, можно было уловить фонограмму и даже отдельные, громко произнесенные, реплики. Фанаты часто пользовались этим способом для определения того, какая сцена спектакля идет в данный момент.
[7] Спектакль «Владимир III степени» по Н.В.Гоголю.
[9] О.Лопухов, исполнитель роли Крошки в спектакле «Собаки».
[10] Имеется в виду декорация к спектаклю: левая железная дверь-колонна, за которой скрывалось «окно».
[11] Имеется в виду спектакль 9 октября 1989 г.[*]
[12] «Р.S. Первый вариант спектакля, как его еще называли “Вниз к луне”, получил свое завершение 9 октября. Это был своего рода эталон, наивысшее выражение первого варианта. Никогда еще я так ясно не чувствовала затягивающий яд спектакля, не понимала, что приду на него вновь и вновь. Но вместе с тем, уходя из зала, я вдруг осознала совершенно отчетливо: еще один такой спектакль, и В.А. мы больше не увидим. Все, дальше нельзя. Поэтому изменение спектакля я восприняла, как вещь совершенно необходимую и своевременную. Вместе с учащением ритма, с мелкими перестановками ушел тот ползущий, растягивающийся настрой спектакля, поволока голубого тумана. Спектакля “Вниз, к луне” больше не существовало. Я никогда не жалела об этом! Ибо никогда не понимала, какой свет можно увидеть в 1-ом варианте. Разве что ядовитый свет луны. Не было в “Калигуле” никогда никакого Света. Только боль, только страдание. Может быть, страдание и очищает, но я не хочу, чтобы меня очищало чужое страдание, не хочу, чтобы опять кто-то платил за меня. Спектакль и театр не спасли перестановки. Нужно было сразу играть “Калигулу” 2 раза в месяц, как “Гамлета”, “Мольера”. 4 спектакля подряд… Зачем и кому это было нужно, остается только гадать до сих пор. P.P.S. Все вышеизложенное — сугубо субъективное мнение, которого я по сей день придерживаюсь. 1 окт. 1991 г.» (Прим. автора.)
[34] Речь идет о пьесах М. де Гельдероде, в которых, по мнению автора записи, присутствует некая атмосфера потусторонности, близости к запретной черте, пересечение которой для актера смертельно опасно. Ситуация такого рода описана самим М. де Гельдероде в пьесе «Исход актера». В спектакле «Калигула», как считает автор записи, поначалу было много схожего с атмосферой пьес М. де Гельдероде, но этот, по выражению автора, «яд» ушел после переделки спектакля 8.11.89.
[35] «Посвященный» — второй фильм О.Тепцова, режиссера фильма «Господин оформитель».